Мы уже говорили о старых юзовских зданиях и вспоминали дом №16  по улице Горького, бывшей 8-й линии. Владельцем здания был разбогатевший на заводских заказах подрядчик (то есть, организатор работ) крестьянин сельца Грязного Раговецкой волости Тимского уезда Курской губернии Лука Иванович Свинцов. Упоминается Лука Иванович и в первой художественно-документальной книге по истории родного города «Старая Юзовка», вышедшей из-под пера писателя Ильи Гонимова в 1937 году. Даже глава называется «Свинцовские ворота». Хотя бы для поверхностного представления о той эпохе приведем главу в сокращенном варианте.

"Утро. Отвалы породы усеяны какими-то черными кочками, не подвижными, как надгробные камни на кладбище. Перед самым восходом солнца к воротам выходит подрядчик. Он – всесилен. Даже ворота названы его именем. Он становится на возвышение и застывает, величественный, как идол.

Кочки вокруг мгновенно оживают. Как из могил, поднимаются безмолвные черные тени. Еще секунда – и все вокруг заполняется криком и бранью. Люди хватают свое убогое имущество – котомку, сундучок, инструмент, пиджак или полушубок – и устремляются вперед к воротам, к Свинцову.

Подняв лицо к небу, подрядчик стоит неподвижно. Он будто ждет, что не только люди, но и песчаные, известковые и каменные насыпи встанут и двинутся ему навстречу.

Свинцовские ворота – самые популярные на заводе. Безработица превратила их в сборный пункт для всей округи. Мусорные свалки заменяют и заезжий двор, и ночлежку. Мрачные, отрепанные люди вороньей стаей чернеют на песках и каменьях.

Свинцов, конечно, не Юз. Конторы он не имеет, он – подрядчик на коксовых печах и часто набирает рабочих для поденной нагрузки и разгрузки вагонов. Ему нужны лишь неквалифицированные, большой мускульной силы рабочие. И все-таки к воротам устремляются самые различные люди….. сюда приходит тот, кому некуда деться, кому тяжко слышать дома всхлипывание….

Свинцов чуть заметно шевелит губами. … Вокруг Свинцова бушует толпа. Но он стоит неподвижный, задумчивый. Он, кажется, забыл, зачем пришел сюда.

Вдруг, будто очнувшись, он делает резкое движение рукой:

                - И что вас сегодня принесло? Как саранча… Не надо мне столько людей! Вот напасть! На глаза людям показаться нельзя.

                - Что пристали, прохвосты? – кричит благообразный бородач, все время молча стоявший возле Свинцова и молитвенно смотревший на него. – Нанимать –  дело хозяйское. Вот я стою и молчу, а нанимать – господин Свинцов меня скорее всего наймет. Народ мы трезвый и старой православной веры.

                - Мне пять человек всего, - поворачивается к нему подрядчик. – Экстренно нужно загрузить печь… Ты ведь один?

                - Один у господа сын! А я с подручными. В аккурат сколько надо.

                Свинцов исчезает. За ним в ворота просовывается старовер и четверо бородатых рослых шахтеров.

                Толпа шумит и негодует. Все разочарованы, обозлены".

Отрывок приведен по изданию И. Гонимова «Старая Юзовка» Москва-Киев, 1937. Стр.66-69.

Иллюстрации:
1. Дом Свинцова по ул. Горького, 16
2. Портрет И.А. Гонимова.

 Дополнительное чтение: http://donjetsk.com/retro/626-patriarkh.html